Для заряда литий-ионных аккумуляторов применяется метод CC/CV, реализованный в зарядных устройствах таким образом: в первой части заряда величина тока заряда поддерживается постоянной на заданной величине. То есть происходит стабилизация тока заряда. Это удобно для цифрового подсчёта и индикации количества заряженных миллиампер-часов. При достижении напряжения 4.2 вольта включается вторая часть заряда: напряжение поддерживается на постоянном уровне 4.2 вольта, ток уменьшается сам, и при величине 100 мА заряд заканчивается. Вторая часть длится недолго – около минуты и время всего заряда составляет около 40 минут.
Всё правильно? Нет, неправильно! Заряженные таким образом аккумуляторы отдают ёмкость разряда существенно меньше заявленной производителем, и быстро деградируют, с каждым циклом уменьшая свою ёмкость.
Сборки аккумуляторов, применяемые в радиоуправляемых летающих моделях, заряженные таким общепринятым неправильным методом, критично уменьшают результаты полётов. Время полёта и дальность оказываются гораздо хуже желаемых, и срок службы аккумуляторов быстро заканчивается.
Для заряда сборок используются зарядные устройства с балансировкой банок, например, такие: IMAX B6, ISDT Q6.
Все банки заряжаются одновременно одним по величине током.
«Балансировка» банок в таких ЗУ, а также в очень популярных платах BMS производится шунтированием перезаряженных ячеек, что является вопиюще злодейской пародией на балансировку.
Зло обычных «неправильных» зарядников состоит в том, что величина тока удерживается стабильно постоянной в конце заряда, когда аккумулятор добровольно потреблял бы уже совсем небольшой ток. Понятно, что эта стабилизация тока в конце заряда производится повышением напряжения на выходе ЗУ, приложенного к аккумулятору. При таком насилии ионы лития не успевают окислиться в графите и образуют сосульки из металлического лития, уменьшающие расстояние между электродами до образования коротко замкнутых мест, то есть ресурс аккумулятора снижается.
Я утверждаю, что стабилизации тока заряда быть не должно. Необходимо ограничение тока в начале заряда, когда аккумулятор готов взять большой ток, и навредить себе и зарядному устройству. По мере заряда аппетит аккума снижается, он выходит из ограничения тока, и плавно снижает ток до 0, согласно своей потребности. Напряжение ЗУ при этом равно 4.2 вольта. Такие свойства имеют модули из всем известного китайского магазина:
Балансировки банок в общепринятом варварски-нищенском варианте быть не должно, по – хорошему каждую банку надо заряжать индивидуально. Поэтому для шести баночных сборок мои ЗУ имеют шесть каналов заряда, соединенных последовательно, как и ячейки в аккумуляторе. Для такой схемы зарядные модули должны быть гальванически не связаны по первичной цепи, приходится применять так же 6 понижающих AC/DC преобразователей. Время заряда литий – ионных сборок моими ЗУ получается 1.5 – 2 часа.
Результат использования моих зарядников – категорически положительный, подтвержденный годами: существенно больший заряд ёмкости, и неограниченный ресурс элементов. Возможно, такой метод заряда будет полезен и для литий – полимерных аккумуляторов.
летайте безопасно!